Фармацевтика

«Врачи выступают за фиксирование времени визитов медпредставителей, но не за запреты»

Участники рынка озабочены принятием грядущих поправок в законодательные акты, предусматривающие серьезные ограничения во взаимодействии компаний с практикующими врачами. Этот вопрос был вынесен для обсуждения на «круглый стол», прошедший в конце октября в Москве в рамках подготовки к проведению конкурса «Рецепт года».

Открывая заседание «круглого стола», директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский констатировал: «Наш фармацевтический рынок полностью отражает расстановку сил, которая имеется в сфере финансирования расходов на лекарственное обеспечение». По его словам, исторически сложилось, что две трети расходов на лекарственные средства осуществляются за счет средств конечного потребителя. Доля государства составляет около трети объема фармрынка. Исходя из этих долей, и осуществляется программа по продвижению препаратов и доведению их до пациента.

Учитывая, что страховые программы в нашей стране по размещению лекарственных средств еще не развиты и отсутствуют программы покрытия стоимости лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования, за исключением программ ОНЛС, «Семь нозологий» и некоторых федеральных целевых программ, доля государства в лекарственном обеспечении населения остается достаточно низкой.

Когда пациентом принимается решение о приобретении того или иного препарата, вполне логично, подчеркивает Юрий Крестинский, что на пациента нацелены все информационные потоки и методы воздействия, побуждающие его к покупке лекарственного средства.

В связи с этим, по утверждению Юрия Крестинского, «наш фармрынок больше зависит от маркетинговой и продвиженческой работы фармкомпаний, нежели от структуры заболеваемости». «С точки зрения системы здравоохранения, рациональности применяемых средств и методов терапии это не является совсем положительным фактором, с точки же зрения реалий сегодняшнего рынка, когда государственный сектор занимает лишь одну треть объемов его финансирования, можно только кон¬статировать этот факт».

Следует признать, что в структуре продвижения препаратов значительная доля активности принадлежит фармкомпаниям. В России до сих пор не выстроена, по мнению ведущего, внятная и целостная система повышения уровня знаний медицинских работников о новых лекарственных препаратах, эффективных схемах лечения. И та система повышения их квалификации, которая декларируется в законодательных и нормативных актах, фактически не функ¬ционирует в должном виде.

В сложившихся обстоятельствах, считает г-н Крестинский, фармкомпании, разработчики препаратов взяли на себя функцию по информированию не только пациентов, но и непосредственно врачей о новых схемах лечения и препаратах, появляющихся в фармацевтическом мире: «Понятно, что у такой работы, направленной на взаимодействие фармкомпаний с медицинским сообществом, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Об этом в последнее время много говорится. И сегодня очевидно, что в той громадной работе, которую взяли на себя фармкомпании, существуют и определенные перекосы, связанные с неэтичными методами продвижения лекарств, фактами стимулирования врачей в пользу той или иной компании и ее препаратов».

По словам Юрия Крестинского, никто не ставит под сомнение необходимость борьбы с данными явлениями, однако в борьбе со злоупотреблениями было бы неправильным уничтожить полезное: «Тем не менее жесточайшие ограничения работы медицинских представителей с врачами, работниками аптек заложены в проекты законодательных и нормативных актов, которые должны быть приняты до конца текущего года».

В настоящее время наш рынок переживает довольно сложный период, когда, по мнению генерального директора «КОМКОН-Фармы» Олега Фельдмана, наблюдается «взрыв регуляторной активности». «И нельзя сказать, что это необоснованно, поскольку для нормального функционирования рынка необходим комплекс регуляторных решений».

Касаясь вопроса информационного обеспечения врачей в контексте предоставления информации о лекарственных средствах, Олег Фельдман подчеркнул, что в последние 15—20 лет эту функцию взяли на себя производители. В результате за эти годы сформировались роль и место медицинских представителей как носителей информации о новых лекарственных препаратах.

Анализ оценки врачами роли медпредставителей показал, что визиты к врачам медпредставителей в ряду всех источников информации находятся на втором месте (на первом — справочники лекарственных средств, которые врачи нередко также получают через медпредставителей, на третьем — специализированные медицинские издания).

Докладчик обратил внимание на то, что во время активного обсуждения взаимодей¬ствия врачей и медицинских представителей в регуляторных органах акцент делался только на некоторые действия последних. «Конечно, они есть. Но это не самая главная составляющая, — считает Олег Фельдман. — В контексте взаимодействия медпредставителей и врачей существует много деталей, которые профессионально должны обсуждаться специалистами в личной беседе. Это и взаимодействие лекарственных средств, побочные эффекты, в связи с чем невозможно представить, как в случае ограничения контактов врачей и медпредставителей врачи будут получать эту информацию».

В системе продвижения препаратов в аптеке, как отмечают работники первого стола, получение информации о лекарст¬вах от медпредставителей — очень важный момент. Отсюда уважительное отношение фармацевтов к работе медпредставителей, как показывают результаты исследований.

В настоящее время в Госдуму представлен проект закона об основах охраны здоровья граждан, в котором предусмотрена норма об ограничении действий медпредставителей. По словам докладчика, в регионах уже сейчас принимаются соответствующие меры. Об этом говорят и данные исследований, свидетельствующие, что практически треть врачей сталкивается с фактами запрета. На чем это сказывается? Прежде всего сокращаются объемы информации, как для врачей, так и для пациентов. При этом более половины опрошенных врачей утверждают, что визиты медпредставителей не влияют на продолжительность приема врачом пациента. Количество времени общения с пациентом не изменилось. В основном врачи выступают за фиксирование времени визитов медпредставителей. Но отнюдь не за запреты.

Говоря об альтернативных способах коммуникаций с врачами для фармацевтических компаний, генеральный директор научно-производственной компании ЗАО «Партнер» Игорь Вайншток обозначил два аспекта: с точки зрения коммерческой организации и общественной приемлемости. По его словам, с точки зрения роста продаж этические принципы работы невыгодны. То, что общественно неприемлемо, то очень здорово влияет на продажи (сувениры, участие в мероприятиях фармкомпаний, культурные программы, раздача медпредставителями врачам образцов для пациентов и т.д.). Введение ограничений не повлияет на коррупционную составляющую, но скажется на продвижении инновационных препаратов, т.е. у пациентов не будет возможности попробовать достаточно дорогие лекарства, чтобы убедиться в их действенности. Кроме того, считает г-н Вайншток, ограничения могут повлиять и на благотворительность, когда детские дома просят выделить, к примеру, препараты, имеющие профилактическое назначение: «Получается, что эта деятельность ставится вне закона. И, что очень важно, уменьшится информированность наших врачей, при том что медицинские представители, являясь, как правило, квалифицированными врачами, очень хорошо знают нюансы и методы использования препаратов, а также их побочные эффекты и возможные осложнения. Следствием всех этих ограничений явится увеличение на рынке объемов малоэффективных лекарственных средств».

Несмотря на все дискуссии на эту тему, комментирует Юрий Крестинский, «сегодня альтернативы медпредставителям и эффективности их работы с врачами не существует». Поэтому, если будут приняты нормативные акты в таком жестком формате, то найдутся альтернативные методы работы медпредставителей с врачами. «Это потребует преодоления административных барьеров, принятия дополнительных решений и, соответственно, дополнительных затрат, которые напрямую лягут на себестоимость лекарственных средств и на их конечную стоимость. Государство должно защищать пациента не через ограничение цен, а за счет разработки механизмов, которые бы позволяли ему бесплатно либо со значительной скидкой получать лекарственные препараты в рамках различных страховых программ», — подытожил Юрий Крестинский, отметив в заключение, что этот «круглый стол» проходит в рамках подготовки к проведению ежегодного конкурса в области фармацевтической рекламы, маркетинга и PR «Рецепт года».

В настоящее время конкурс вышел на финальную стадию. В этом году по решению организационного комитета будут вручены премии в шести категориях: «Креатив года», «Агентство года», «Событие года», «Персона года», «Маневр года» и «Рекламный носитель». Награды будут вручены в 19 номинациях. На конкурс представлено 236 проектов. А его итоги будут подведены в конце ноября.

Тамара Панфилова

Источник: http://www.pharmpersonal.ru/articles/vrachi_vystupaiut_zafiksirovanie_vremeni_vizitov_medpredstavitelei_nonezazaprety24087.html#vac


 

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 2. Телефон: (812) 615-80-39
e-mail: mail@kaus-group.ru

© 2019 Кадровое агентство
«КАУС-Медицина»

Политика конфиденциальности