Фармацевтика

Кадровые бреши

Влияние глобального экономического кризиса в той или иной степени ощущают и игроки рынка косметики. Однако, побеседовав с представителями отрасли, можно было убедиться в том, что косметическая промышленность давно переживает свой собственный кризис, вызванный кадровым голодом. Талантливых, профессиональных, увлеченных специалистов катастрофически не хватает.

Говорить о проблемах готовы далеко не все участники рынка косметики. К примеру, генеральный директор одной из российских косметических лабораторий категорически отказалась от интервью на кадровую тему, мотивировав свой отказ тем, что государство, по сути, не обращает внимания на проблематику отрасли, и разговоры о факторах, сдерживающих ее развитие, ни к чему не приведут.

Впрочем, умалчивая о проблемах, тоже вряд ли что-то можно изменить.

Нужны преподаватели-практики

Подготовка квалифицированных кадров — первая острая проблема.

Профильными для отрасли считаются вузы, которые дают хорошее химическое, биологическое или фармацевтическое образование. Кроме того, специалистам нужны знания по технологии работы с жирами, эфирными маслами.

Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова выделяет несколько вузов, наиболее активных в плане подготовки специалистов для отрасли: Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТИ), Кубанский государственный университет (факультет химии и высоких технологий). В новом году к ним присоединяется Московский государственный университет дизайна и технологий (МГУДТ), который ранее предлагал краткосрочные курсы, а с 2010 г. объявляет набор для полноценной подготовки специалистов для косметической отрасли.

«Пожалуй, лишь в этих вузах студенты не только получают достойные фундаментальные знания, но хоть как-то знакомятся с практической стороной будущей специальности, — считает глава РПКА. — Впрочем, практических знаний им тоже не хватает. Преподавательский состав — в большинстве своем ученые мужи, давно забывшие, что такое работа на производстве. Выпускники не умеют работать с новым оборудованием и по современным технологиям — им просто не у кого этому научиться».

Вузы готовы сотрудничать с производственными предприятиями, к примеру, МАПП плотно работает с фабрикой «Свобода», а Кубанский государственный университет — с косметическими предприятиями юга России. Но этого мало. В каждом вузе, готовящем специалистов для производства, нужны преподаватели-практики, работающие в современных производственных компаниях, знающие нужды производства, уверена Татьяна Пучкова. По ее оценке, сегодня на производстве критическая нехватка увлеченных специалистов, знающих свою профессию от «А» до «Я». Большой проблемой является и низкий уровень оплаты труда преподавательских кадров. Специалисты-практики для подготовки полноценных учебных курсов должны отрываться от повседневной работы, готовиться к занятиям, а возможности достойно оплатить эту работу у вузов зачастую нет.

«Когда ассоциация проводит профильные семинары, — рассказывает г-жа Пучкова, — к нам приезжают технологи со всей страны, и среди них лишь 80—100 человек — настоящие профессионалы. Всего сотня профессионалов на всю Россию — такого положения нет ни в одной другой отрасли! Впрочем, в этом году на нашей ежегодной международной конференции «Косметические средства и сырье; безопасность и эффективность» мы с радостью увидели много новых молодых лиц. Привлечению молодежи в отрасль, конечно, помогает и конкурс молодых ученых, который ежегодно проводит РПКА».

Кадровый резерв

Большая проблема и с подготовкой среднего технического персонала. Профильных колледжей, которые готовили бы кадры для косметического производства, просто нет. Специалистов приходится заимствовать в смежных областях — пищевой и фармацевтической промышленности.

В то же время, по мнению главного технолога ООО «Народные Промыслы», канд. биол. наук Ольги Кутьковой, в косметической индустрии есть ряд специализаций, которые нельзя доверить выходцам с других рынков. К примеру, технолог-разработчик, занимающийся созданием новых косметических продуктов, или химик-технолог со специализацией «технология косметических средств» (эта вакансия наиболее актуальна для компании в данный момент). Таким специалистам необходимы не только знания по химии косметических средств, но и знание основ корнеологии (науки о роговом слое кожи), дерматологии, представление о механизмах действия компонентов крема.

Найти таких специалистов непросто. Рекрутинговые агентства не всегда могут справиться с поставленными задачами, лучше задействовать личные контакты или заниматься формированием соб¬ственного кадрового резерва, считает Ольга Кутькова. Принимая решение о приеме на работу, не стоит ограничиваться итогами собеседования и предварительных тестов, советует она. Объективное представление о профессионализме кандидата, его коммуникабельности, способности к обучению дают результаты прохождения испытательного срока. Например, когда выпускница МГУПП Ульяна Васина пришла в компанию на собеседование, уровень ее подготовки по специальности после окончания вуза был ниже среднего. Но молодому специалисту решили дать шанс — и она его не упустила. Обладая хорошей обучаемостью (прочитала много научной литературы, прошла серию семинаров и тренингов), проявляя высокую работоспособность, склонность к экспериментальной работе, за 2,5 года научилась составлять рецептуры косметических средств, разрабатывать технологии их производства, участвовать в процессе сертификации и контроля качества. В компании по достоинству оценили потенциал молодого специалиста — ее профессиональный рост сопровождается ростом заработной платы.

Дефицитные специалисты

В ЗАО «ФК Экомир» наиболее востребованы специалисты для работы в продажах, маркетинге, финансовом менеджменте. Нужны профессионалы в области продвижения в электронных СМИ. По словам коммерческого директора компании Нины Вихриевой, в нынешних условиях к соискателям предъявляются вполне логичные требования — профессионализм, креативность, способность быстро адаптироваться к изменениям бизнес-среды. В редких случаях компания готова рассматривать специалистов с других рынков — только если кандидаты показывают явную способность к обучению.

Эксперты отмечают большие проблемы с подготовкой среднего технического персонала для работы в отрасли. Профильных колледжей, которые готовили бы кадры для косметического производства, просто нет. Специалистов приходится заимствовать в смежных областях — пищевой и фармацевтической промышленности.

Как отмечает глава РПКА, на рынке ощущается острая нехватка грамотных управленцев, например директоров по маркетингу, бренд-менеджеров. Большинство работающих на этой должности, во-первых, мало знают о специфике отрасли; во-вторых, не умеют работать с малыми бюджетами, что важно для большинства косметических компаний.

Не хватает и квалифицированных специалистов в области продвижения. «Вузов, готовящих маркетологов и PR-менеджеров, в России достаточно, в некоторых даже есть факультеты, выпускающие специалистов для определенных направлений бизнеса, например туризма, — комментирует Татьяна Пучкова. — Однако ни в одном нет специализации с фокусом на парфюмерию и косметику. А ведь это не менее интересная сфера!Мы могли бы подключиться к сотрудничеству с вузами — для начала выделить представителей ассоциации для чтения курса лекций по введению в специальность «парфюмерия и косметика». Такой курс нами разработан, в прошлом году его прослушала первая учебная группа, составленная из работающих в отрасли менеджеров, маркетологов, а также журналистов отраслевой прессы. Повторный курс начнется в феврале 2010 г. Уверена, подобный образовательный курс многим просто необходим. Зачастую маркетологи не знают азов технологии производ¬ства продукта. Как результат — неверное продвижение товара. Ведь продавать то, в чем не разбираешься, не только неэффективно, но подчас губительно как для продукта, так и для потребителей. На днях прочитала безграмотную аннотацию к одному из кремов — он позиционировался как антицеллюлитный крем для… лица и бедер! Более того, знакомство с составом «чудо-средства» показало — оно не подходит ни для лица, ни для бедер. Вот яркий пример абсолютной некомпетентности!»

Способы обучения

Чтобы в какой-то мере восполнить пробелы в образовании работников отрасли, РПКА регулярно проводит семинары и тренинги. В прошлом году, к примеру, была реализована совместная турецко-российская образовательная программа. Группа технологов стажировалась неделю в Стамбуле, где функционирует немало современных парфюмерно-косметических заводов и разработана прекрасная обучающая программа для специалистов. Турецкое правительство активно поддерживает отрасль, выделяя средства на ее развитие. Российские специалисты ознакомились с новейшими технологиями производства, обменялись опытом с коллегами.

В России обучением сотрудников занимаются и сами компании. В фирме «Ядран», например, действует структурированная и взаимосвязанная система оценки, обучения и развития сотрудников, рассказывает директор по персоналу представительства компании в России Наталья Головкина. Каждый новый сотрудник первоначально проходит вводный тренинг, где получает представление об основных внутренних бизнес-процессах компании. Далее идет работа-обучение с наставником, помогающим новичку максимально продуктивно адаптироваться в новой среде. Дальнейшее профессиональное развитие происходит через участие в модульных системах обучения, тренингах, профессиональных конференциях, мастер-классах и т.д.

По словам Ольги Кутьковой, работники ООО «Народные Промыслы» повышают свою квалификацию, знакомясь с научной литературой, участвуя в различных семинарах и конференциях, изучая новые ингредиенты, предлагаемые на рынке косметического сырья.

Еще одна важная для отрасли проблема — дефицит кадров со знанием иностранных языков. Современный специалист должен хорошо разбираться в технической документации на оборудование, ингредиенты, поставленные иностранными производителями. Владение английским необходимо также для получения новых знаний — поездок за рубеж на стажировки, участия в тренингах, проводимых зарубежными специалистами, чтения иностранной специализированной литературы.

В новых реалиях

Кризис не снизил перегретости рынка труда — профессионалы продолжают цениться на вес золота, их перекупают и переманивают, констатирует Татьяна Пучкова. Компании, естественно, выращивают и свои кадры. Но специфика парфюмерно-косметического рынка (не только в нашей стране, но и в мире) такова, что 90—95% предприятий — это малый и средний бизнес, а значит, возможности для карьерного роста в рамках одной компании сильно ограничены.

Отрасль довольно болезненно отреагировала на новую экономическую ситуацию. Многие компании закрылись, другие сменили собственников. Оставшиеся на плаву серьезно «ужались», проведя сокращения персонала. Особенно характерна такая картина для небольших компаний. Крупные по-прежнему чув¬ствуют себя сравнительно хорошо.

«Кризис, бесспорно, оказал некоторое влияние на нашу компанию, — поясняет Наталья Головкина. — Однако изменения не затронули основных принципов и подходов к методам набора, адаптации и развития персонала. В некоторых вопросах кризис даже подхлестнул к развитию. Так, в этом году гораздо больше внимания уделяется освоению внутренних ресурсов компании. Наши HR-специалисты, беседуя с соискателями, по-прежнему хотят видеть твердую мотивацию на построение карьеры в данной обла¬сти. Говорить о конкретных планах по набору новых сотрудников пока рано. Но расширение штата планируется однозначно».

В компании «Народные Промыслы» отмечают, что в кризисный год удалось привлечь много успешных и талантливых людей. В этот непростой период, когда многие работодатели сокращают расходы на персонал, кадровая политика компании почти не изменилась.

В компании «Экомир» в связи с кризисом также не меняли подходы к управлению персоналом. Штат компании за год пополнился новыми профессионалами, тренинги проходят в обычном режиме. В планах 2010 г. — увеличение численности персонала вдвое.

Елена Григорьева

«Фармацевтический вестник», февраль 2010, 2

Источник:  http://pharmpersonal.ru/articles/kadrovye_breshi16666.html#vac


 

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 2. Телефон: (812) 615-80-39
e-mail: mail@kaus-group.ru

© 2019 Кадровое агентство
«КАУС-Медицина»

Политика конфиденциальности